Продолжаем знакомить вас с тренерами-преподавателями СШОР «Витязь», которые работают в новом ледовом дворце «ВологдАрена».
Сегодня это Михаил Томзин, он тренирует хоккейные группы, где занимаются самые юные воспитанники 5 лет, а также ребята 10-11 лет. Михаил Николаевич закончил ГПОАУ по направлению «Физическая культура». Воспитанник ярославской школы хоккея «Локомотив».
-Михаил Николаевич, расскажите, как вы попали в хоккей?
— В хоккей попал в четыре года. На тот момент мой дядя играл в Первой и Второй лиге России (раньше они так назывались), а я ходил на его матчи. Мама предложила самому попробовать хоккей, мне понравилось, так и началась моя спортивная жизнь.
— Какими качествами должен обладать тренер?
— Качества тренера – это умение подобрать подход к каждому спортсмену, разглядеть его искру. Он должен быть связующим звеном, уметь сплачивать людей, отстаивать каждого своего спортсмена. Тренер – это психолог и учитель, родитель, наставник и товарищ в одном лице. Готов выслушать каждого, заметить изменения в спортсмене, дать совет, подставить плечо. Он понимающий и временами строгий. Тренер имеет ораторские и дипломатические способности, острый ум, честен с учениками. Спокойно шутит со спортсменами и умеет вовремя помочь настроиться.
— Какой распорядок дня у хоккейного тренера?
— Стараюсь вставать как можно раньше. Если позволяет погода, стараюсь сделать пробежку. Если нет, иду в тренажёрный зал для поддержания физической формы. Далее идут тренировки у юных спортсменов. Вечером стараюсь ходить сам на лед, чтобы также держать себя в форме.
— Успех команды больше зависит от подготовки тренера или от таланта спортсмена?
— Успех – это когда в раздевалке после победы радуются, а после поражения молчат. Успех – это когда на тренировки приходит 100% состава. Также зависит от настроя игроков, таланта, ресурсов команды и от тренера.
— Как считаете, какова роль родителя в воспитании хоккеиста?
— Практически все родители по всему миру, приводя детей заниматься хоккеем, преследуют одни и те же цели. Общее физическое развитие, приобщение к жизни по расписанию, развитие дисциплины, общение со сверстниками. Но чем больше ребенок начинает заниматься, чем лучше у него получается, тем выше требования к ребенку со стороны родителей и их ожидания. Из детской забавы и игры такой спорт для маленьких людей становится полноценной работой раньше положенного срока, к которой они не готовы морально. И случается, что к определенному моменту дети перегорают, теряя интерес к хоккею. На детство у них не хватает времени. Нагрузка, которая выпадает на плечи детей, невообразима. Родителям хотелось бы, чтобы ребенок был развит всесторонне с высокой успеваемостью в школе и изучением иностранного языка, но это невозможно.
— Какой совет дадите родителям, которые хотят отдать ребенка в хоккей?
— Главное, чтобы ребенок сам захотел пойти на хоккей. Покажите игру по телевизору, а лучше сводите на хоккейный матч. Ребенок должен бегать, прыгать, а не сидеть все время на диване.